Калейдоскоп путешествий

Сайт перезжает на новый адрес

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Четверг, 25.04.2024, 05:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Я приглашаю Вас в небольшое фото-путешествие.

На страницах этого альбома мне хотелось бы рассказать о красивейших уголках нашей необъятной страны, где я уже была . Или мне хотелось бы еще побывать. Итак поехали......


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В. П. Сукачев и его коллекции

В. П. Сукачев родился в Иркутске в 1849 году. Его отец, Платон Петрович, был чиновником Министерства юстиции. Первые впечатления об изобразительном искусство Володя получил в детстве: в 1854 году молодой талантливый М. Песков написал портрет Платона Петровича Сукачева с сыном; в 1855 году Володя был свидетелем того, как художник-декабрист И. А. Бестужев писал акварелью портрет отца (оба портрета сейчас хранятся в Иркутском художественном музее).

Учеником классической гимназии В. П. Сукачев жадно воспринимал прогрессивные идеи декабристов и польских повстанцев. После гимназии в 18G7 году он едет учиться па естественный факультет Киевского университета, а носле его окончания поступает на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он посещает художественные выставки, общается со столичными живописцами. В это время у него и возникла мысль создать в Сибири первую общедоступную картинную галерею.

Откуда и каким образом у Сукачева появилась возможность так щедро, расходовать средства на приобретение картин? Его отец был женат на дочери крупнейшего сибирского золотопромышленника Н. П. Трапезникова, и часть наследства по завещанию перешла Владимиру Платоиовичу. Покупая полотна известных художников на академических выставках и аукционах в Петербурге, он переправлял их в Иркутск. Здесь картины находились поначалу в жилом помещении на Трапезниковской улице, а потом - на тогдашней окраине, на углу Ланииской и 1-й Иерусалимской улиц.

 На огромном пустыре был выстроен Целый комплекс различных зданий - жилое помещение для семьи Сукачевых, копюшни, складские постройки, особняк для обслуживающего персонала, одноэтажный продолговатой формы дом - бесплатная школа для девочек, которую возглавляла Надежда Владимировна-жена В. П. Сукачева. А в двухэтажном и самом большом особняке двенадцать компат отводилось для размещения галереи. Из всех строений замечательного ансамбля до наших дней сохранилось только два дома: двухэтажная галерея и одноэтажный продолговатой формы дом, выходящий на ул. Советскую - помещение бывшей школы для девочек.

За несколько лет до избрания Владимира Платоновича городским головой в 1879 году Иркутск постигло большое несчастье - небывалый по масштабам пожар. Центральная часть города почти полностью выгорела. Горожане жили в палатках из одеял на берегах Ангары и Ушаковки. Нужно было заново отстроить не только жилье для горожан, но и культурные учреждения: школы, больницы, здания музея и театра. Восстанавливая город, Сукачев первым внес десять тысяч рублей (иа строительство городского театра), а затем мобилизовал на сбор средств все местное купечество и золотопромышленников. Владимир Платонович много путешествовал по России и зарубежным странам, его знали во Франции и Германии, Бельгии и Швейцарии, Австро-Венгрии и Италии. Кроме изучения дел городского самоуправления, он повсюду знакомился с галереями и музеями.

Принадлежавшая ему картинная галерея пользовалась популярностью не только у сибиряков, но и у зарубежных гостей. Так в своей книге «По Сибири», изданной в Париже, профессор Бордосского университета Жголь Легар, посетивший Иркутск в 1897 году, писал: "Я познакомился с местным городским головой господином Сукачевым. Он элегантный сибиряк, с которым знакомы многие наши парижане. Но, вероятно, очепь немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири, Эта галерея приятно удивила меня, так как во время путешествия по Сибири редко удавалось видеть произведения искусства. Галерея почти исключительно русская: это патриотизм, который я очень ценил".

Сибирские ученые уважали В. П. Сукачева за его глубокий интерес к исследованиям. Являясь председателем Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества и городским головой Иркутска, он много внимания уделял образованию сибиряков и способствовал изучению своего края. В статье «Города Сибири», говоря о большой культурности Иркутска по сравнению с другими сибирскими городами, известный ученый Г. Н. Потанин писал: «Иркутск первый в Сибири перестал выбирать в городские головы купцов-толстосумов и выбрал Сукачева, эстета, составившего первую картинную галерею в Сибири, человека с университетским образованием».

Заботясь о превращении отсталой Сибири в край высокой культуры, Сукачев мечтал построить в Иркутске под галерею специальное каменное здание, а затем передать ее в собственность народу. В письме, сибирскому писателю, публицисту и историку В. И. Вагину из заграницы он писал: «Большое спасибо за доброе слово по поводу моего предложения устроить в Иркутске картинную галерею. Многие и очень многие, даже из интеллигептов, смотрят на это как на пустую затею, говорят: «Нам дайте образованных техников, а образование вкусов, любовь к искусству - без этого еще долго можно обойтись... Осенью этого года я намерен объявить при Обществе петербургских художников конкурс на постройку специального здания. Место я наметил на Тихвинской улице, на углу Трапезниковского переулка».

Однако мечта эта при жизни Сукачева пе осуществилась, так как болезнь жены, отъезд из Иркутска и, наконец, война 1914 года подорвали его материальное положение, и постройку здания пришлось отложить. Перед отъездом он предложил городской управе принять картины в дар городу. Иркутские власти соглашались лишь при условии, что Владимир Платонович возьмет на себя постройку специального здания для галереи и выделит соответствующую сумму на ее оборудование и содержание. Этих требований Сукачев принять не мог и покинул Иркутск, оставив все собрание картин на попечение доверенного.

Вынужденный жить за границей, Владимир Платонович стремился попасть в Россию. Но события империалистической войны не давали возможности быстро вернуться на Родину. Только в 1917 году он прибыл в Крым. Однако вскоре Крымский полуостров оказался в руках немцев, а затем попал под власть белых. Владимир Платонович с нетерпением ждал освобождения Крыма Красной Армией, в рядах которой находился его младший сын Владимир. Но до встречи со своим сыном-красноармейцем Сукачеву дожить не удалось. В конце декабря 1919 года он скончался и похоронен на Бахчисарайском кладбище.

Известно, что Советская власть в Иркутске была установлена в декабре 1917 года. Но она просуществовала только полгода и под натиском интервентов и белогвардейцев летом 1918 года пала. В этот период галерея Сукачева влачила жалкое существование - помещение не отапливалось и даже не охранялось, многие картины оказались поврежденными.

Но уже 3 июня 1918 года Ленин подписал декрет «О национализации Третьяковской галереи» - крупнейшей сокровищницы русского искусства; в Петрограде был национализирован Эрмитаж (Зимний стал дворцом искусства и впоследствии передан в ведение Эрмитажа). В музеи были превращены бывшие царские дворцы в окрестностях Петрограда (Гатчина, Петергоф, Царское село, Павловск) и помещичьи усадьбы под Москвой (Абрамцево, Архангельское, Кусково, Останкино, Мураново и др.). Для хранения и распределения национализированных художественных ценностей в Москве и Петрограде был создан Государственный музейный фонд.

Но на окраинах страны охрана произведений искусства была очень нелегким делом. Белогвардейцы и интервенты, убегая из Сибири, грабили и разоряли население, забирая наиболее цснпые вещи. Была похищена самая ценная в собрании Сукачева картина И. Пуссена «Избрание апостолов», н только подоспевшие вовремя представители новой власти сумели спасти галерею от полного расхищения и отобрать картину у похитителей.

Сразу же после освобождения города Иркутский ревком принял меры по национализации галереи В. П. Сукачева. В протоколе губоно от 13 февраля 1920 года написано: «Произвести опись галереи Сукачева и дать заключение о ее состоянии и о том, найдется ли для нее подходящее помещение. В связи с последним посмотреть помещение Второва (сейчас Дворец пионеров. - А. Ф.) и дать заключение о пригодности его для галереи Сукачева»4. Здание Второва для галереи не подошло, а было выбрано помещение, занимаемое ранее магазином Ме-рецкого на Пестеревской улице (сейчас Детский универмаг по ул. Урицкого), имеющее два этажа, светлые большие залы, вполне подходящие для размещения картин. 21 февраля 1920 года Иркутский губком постановил: «Сукачевская галерея национализируется, все ее имущество передается в распоряжение губернского отдела народного образования».

Все экспонаты из усадьбы Сукачева перебазируются в подготовленное помещение. Однако в 1923 году оно передается под универсальный магазин, а картинную галерею размещают на втором этаже двухэтажного каменного дома на улице Халтурина, № 1, в бывшем особняке купца Файиберга. В этом здании галереей был занят весь второй этаж, а в первом располагался отдел природы краеведческого музея.

Галерея росла. Если у Сукачева было национализировано всего 87 картин, то в 1923 году их было уже 323, а к 1936 году - 2220 произведений живописи, скульптуры, графики и предметов декоративно-прикладного искусства (в наши дни в музее хранится более 13 тысяч экспонатов).

Сразу же после национализации в галерею поступили ценнейшая шпалера русской работы XVIII века с картины Ван-Дейка и портрет Г. Р. Державина из генерал-губернаторского дома; два портрета кисти К. Е. Маковского из Общественного собрания (сейчас театр музыкальной комедии); мраморная скульптура М. М. Антокольского «Ивап Грозный»; три картины И. К. Айвазовского и несколько полотеп западноевропейских художников - из мужской гимназии и т. д. В 1928 году галерея пополнилась богатым собранием произведений живописи, графики и предметами декоративно-прикладного искусства России, Европы и Востока из Государственного музейного фонда.

Большой приток новых и разнообразных художественных экспонатов позволил в 1936 году переименовать картинную галерею в Иркутский областпой художественный музей.
Но экспозиция музея оказалась перенасыщенной. На малой площади стало невозможно показывать объемную коллекцию, состоящую теперь не только из картин, но и скульптур, рисунков и предметов декоративно-прикладного творчества. Из-за стесненности в одних и тех же залах находились произведения русских, западноевропейских художников и мастеров Востока. Поэтому в 1951 году музею выделяется новое помещение, расположенное па центральной улице (Карла Маркса, 23). Здесь уже появились отделы русского, советского искусства, выделилось творчество сибирских художников и небольшая экспозиция  произведений западноевропейского искусства.

Однако через два десятилетия и существующей площади стало недоставать (за это время коллекция выросла почти в пять раз). И снова перед музеем возникла проблема расширения выставочных помещений и фондохранилищ. Решением Иркутского исполкома областного Совета депутатов трудящихся в 1973 году Иркутскому художественному музею передается здание по улице Ленина, 5 (двухэтажный особняк, построенный по петербургскому типовому проекту в начале нашего века для мужской губернской гимназии. В первые годы Советской власти здесь размещался комвуз, а после Великой Отечественной войны находился Восточно-Сибирский филиал АН СССР).

Приспосабливая здание под музей, архитекторы значительно его реконструировали. Множество небольших комнат ликвидировали, превратив их в просторные залы и соединив между собою сквозными дверными проемами. В плане здание, имевшее форму буквы «П», перестроили в букву «О». Таким образом, у нас образовался внутренний дворик, а по второму этажу - сквозное кольцевое движение посетителей. Это дало возможность не возвращаться к уже просмотренной экспозиции, а знакомиться с ней постепенно и последовательно.

Сейчас в двух крыльях первого этажа широко представлено творчество иркутских живописцев и графиков. Здесь же отведены помещения под фондохранилища с двигающимися стеллажами-кассетами для картин; комнаты для хранения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и графики; кабинеты для научных сотрудников; библиотека, гардероб, касса, фойе и прочие службы. Любопытно, что иркутские архитекторы разработали специальные металлические оконные решетки для первого этажа. Сначала мы думали, что они испортят внешний облик здания. Но оказалось, что декоративные решетки хорошо вписались в архитектуру здания, и оно стало выглядеть еще краше.

Еще задолго до открытия музея, в процессе ремонтных работ, его сотрудники уже в планах и чертежах готовили новую экспозицию, хронологически размещая сокровища по залам. Новая экспозиция была готова к зональной выставке художников Сибири. Но пам хотелось загодя проверить потоки зрителей, удобство залов, их освещенность. Поэтому мы охотно пошли на то, чтобы «опробовать» здание устройством здесь временной выставки. В апреле 1975 года, в день рождения В. И. Ленина, в новом здании музея открылась четвертая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Огромное число посетителей прибыли на вернисаж. Не менее чем сама выставка их интересовало повое здание музея - ведь почти два года продолжалась его реконструкция и ремонт.

Мы убедились, что решение о предварительном устройстве выставки оказалось правильным. Несмотря на то, что помещение частично пострадало, после некоторого «марофета» мы привели его в порядок, зато получили возможность откорректировать будущую музейную экспозицию. Правда, с годами мы постепенно совершенствовали ее, но принцип размещения картин оказался удачным. 29 сентября 1975 года музей вновь был открыт.

А бывшее помещение по Карла Маркса также принадлежит музею. Здесь сейчас проводятся периодические выставки - тематические из запасников нашего музея, областные, зональные и столичные, организуемые министерствами культуры союзных республик, Союзом художников; а также много юбилейных, посвященных творчеству отдельных иркутских художников. В скором времени в отреставрированном здании памятника архитектуры - бывшем соборе Богоявления - откроется филиал музея,. где разместятся первобытное и древнерусское искусство.

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  •  

     


     

    Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика