Святая Канавка
За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни.
Когда Царица Небесная явилась преп. Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В этот год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При известии об этом Батюшка был в такой радости, что и сказать нельзя. Сестрам же приказал собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками, а после скушать мед с мягким хлебом. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, то Преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см),
три аршина шириной и вынимаемую землю складывать к себе же в обитель, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала велел насадить на нем крыжовник.
Сестры медлили с исполнением приказания и все не начинали копать. Накануне праздника Святой Троицы рано утром чередная сестра, собиравшаяся готовить пищу, вышла из кельи и видит: батюшка Серафим в своем белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости она позвала сестер, и все они бросились к тому месту, увидели Батюшку и упали ему в ноги, но, поднявшись, его уже не нашли, лишь лопата и мотыжка лежали на вскопанной земле. В то время другая сестра с вечера работала у Батюшки в Сарове и ночевала в его пустынь- ке, так как он ее не отпустил. А наутро, чуть свет, посылает: «Гряди, гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают Канавку рыть: я был там и сам начал ее». Аршин (71,5 см), выкопанный Преподобным, стал началом Канавки.
Пораженные этим чудом, сестры со всем старанием принялись за работу. Так как Батюшка очень торопил, то рыли даже и зимой, рубя землю топорами. И лишь только окончили, скончался Батюшка, будто и ждал этого. За 3,5 года сестры своими руками, как приказывал Преподобный, выкопали всю Канавку. Конец ее не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке, по словам Преподобного, должен разместиться теплый собор. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке.Как говорил Батюшка, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Эта Канавка до небес высока! И как Антихрист i придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! О благодати, дарованной этому месту, Батюшка говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», заповедуя тем самым 150 раз читать молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Током; клагословен- на Ты к женах, и кллгословен naoyv чрева Твоего, яко Gnaca родила еси душ наших». После каждого десятка молитв по традиции читают молитвы «Отче наш...» и «Милосердия двери...» и поминают о здравии и упокоении сродников и близких.
Одной из сестер преп. Серафим предсказывал: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет!» Священномучейик Серафим (Звездинский) так объяснял эти слова преподобного Серафима: «Кто 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся...» читать будет, того душу антихрист не одолеет».
Благословлял Батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки с этого святого места.
После водворения мира в обители игумения Мария привела Канавку в порядок, дорожку по валу посыпали желтым песком. В начале XX века вдоль Канавки посадили тополя, которые до момента полного восстановления святыни
указывали ее местонахождение. В годы гонений на веру приезжавшие в Дивеево богомольцы по деревьям определяли, где нужно идти. Нередко идущих по святой Канавке задерживала милиция.
Внутри Канавки стояли корпуса, где сестры жили и работали по послушаниям, а также несколько часовен. Восточный угол занимало монастырское кладбище. Здесь же была Преображенская церковь, построенная в 1855 году. «Нигде на кладбищах не строят церкви в честь Преображения, а у нас будет»,— говорил Преподобный. Алтарь церкви Преображения был сделан из бревен Дальней пустыньки батюшки Серафима. В церкви хранилось много личных вещей Преподобного. Старанием Н. А. Мотовилова обе пустыньки Преподобного — Ближняя и Дальняя — были перевезены из Сарова в Дивеево. Ближняя пустынька стояла рядом с церковью под деревянным футляром. Ныне из старых зданий сохранились лишь водокачка у начала Канавки и красная кирпичная рига.
Рядом с Канавкой (после первого поворота) стоит двухэтажный литографический корпус, а также старые постройки больничного комплекса и богадельни, при которой была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В ней в 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня была совершена последняя служба перед разгоном монастыря.
В память о рождении Наследника престола Цесаревича Алексия в 1904 году недалеко от Канавки сестры посадили лиственницу.
По ходу Канавки, недалеко от ее окончания, расположен бывший хлебный корпус. За ним видна часть каменной монастырской стены. Она ограждала монастырскую
территорию со всех сторон, кроме западной—там была деревянная ограда. По пророчествам батюшки Серафима, к концу времен монастырь должен будет распространиться до самого берега реки Вичкинзы (сейчас там пруд). Поэтому с запада каменную ограду не ставили.
В 1926-1927 годах в Дивеево был сослан сщмч. Серафим (Звездинс- кий), епископ Дмитровский. Он жил на территории святой Канавки. Однажды вечером из окна кельи он увидел идущую по Канавке Пресвятую Богородицу. «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пре- чудной Ея красоты!» — со слезами сказал келейнице Владыка Серафим.
После закрытия монастыря новые власти постарались уничтожить память о святыне: вал срыли, ров засыпали, на одном участке положив в него канализационные трубы. Разрешение на восстановление святой Канавки было получено только через шесть лет после начала восстановления монастыря, и работы были начаты в июле 1997 года.
Сейчас святая Канавка восстановлена почти полностью. Контур Канавки обнаружили под землей с помощью исследовательских раскопок. Оказалось, что первоначально Канавка была прокопана во многих местах на 1-2 аршина. Проект устройства святой Канавки был разработан сотрудниками Московского Государственного строительного университета. По заповеди, данной Царицей Небесной батюшке Серафиму, ров был выкопан руками сестер монастыря глубиной и шириной в 3 аршина, а в устройстве вала, высота которого также составляет 3 аршина, сестрам помогли многие рабочие и паломники. Склоны вала выложены дерном, во многих местах посажен крыжовник. Для того, чтобы ширина вала составила 3 аршина, были срублены серебристые тополя, указывавшие маршрут святой Канавки. По верху вала сделали дорожку, вымостили ее брусчаткой и огородили невысокой чугунной оградой. По заповеди батюшки Серафима через Канавку не должно быть никаких переходов. Сейчас ее пересекает только один проход, над которым сделан мостик. К торжествам 2004 года, посвященным 250- летию со дня рождения преп. Серафима, были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке святой Канавки. В ее конце была восстановлена деревянная часовня, а в начале, на восточном углу и у окончания Канавки были установлены мраморные кресты.
Ежедневно крестный ход, возглавляемый матушкой игуменией или кем-либо из монахинь, обходит с иконой вокруг территории монастыря и по святой Канавке. Сестры идут парами, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся...», за ними следуют паломники. По традиции у восточного угла Канавки поют или читают ирмрс 9-й песни Пасхального канона «Ангел вопняше Еллгодлт- ней...» и трижды кланяются на восток. В конце Канавки поют или читают величание «Достойно есть...».
О будущем Дивеевской обители Батюшка говорил так: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра. Лавра- то будет кругом, то есть за Канавкою, в обители матушки Александры, потому что как она была вдова, то у ней могут жить и вдовы, и жены, и девицы. А киновия будет только в Канавке, и так как
я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни девицы...»