Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
| Фотографии на этой страничке предоставлены фотографом Вячеславом Иващенко . Другие его фотографии можно посмотреть на его сайте : http://www.ivashenko22.ru/ Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места", - так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.
Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной).
В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Площадь Лермонтовского музея-заповедника 197,84 га.
Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.
Фонды музея насчитывают около 29 тыс. ед., из них основного фонда – 14,5 тыс. ед.
Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М.Ю. Лермонтова "Кавказский вид близ селения Сиони", его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, а также фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т.д.
В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
"Тарханы" — богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.
Одновременно "Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...
С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.
В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями: театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера, фольклорные праздники, поздравительные программы для молодоженов, викторины, день последнего звонка и день знаний, последний урок литературы для выпускников, театрализованное представление "Минувших дней очарованье" с элементами бала лермонтовского времени... В "Тарханах" возрождены местные промыслы: ткачество, лозоплетение, гончарное искусства, вязания, проводятся мастер классы народных ремесел.
С 1971 г. в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники, на которых в разные годы побывали Владимир Солоухин, Сергей Баруздин, Виктор Боков, Андрей Дементьев, Римма Казакова, Валентин Распутин, Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Лариса Васильева, Ираклий Андронников, Борис Можаев, Сергей Залыгин, Николай Доризо, Валентин Берестов, Анатолий Алексин, Егор Исаев, Михаил Ножкин, Фазиль Искандер, Анатолий Приставкин, Иосиф Кобзон и др.
В программу праздников непременно входит организация показа возрожденных промыслов, базаров, на которых продаются предметы, изготовленные умельцами, а также демонстрируется и сам процесс изготовления горшков, лаптей, корзин, кружев и т.д. Это дает стимул к развитию ремесел.
Неотъемлемой частью праздников являются народные гулянья: многие посетители принимают участие в разыгрываемых фольклорными коллективами действах.
Самое же замечательное для праздника – тысячи людей вновь слышат живое слово поэта в исполнении лучших актеров страны. И здесь, на священной тарханской земле, оно воспринимается по-особому, слышится звучнее и ярче. Барский дом
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах. Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века "Спас нерукотворный", туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки М.Ю. Лермонтова карандашом, одна из самых больших работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", а также личные вещи поэта: трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана - вещи изящные, удобные и прочные. В "Тарханах" экспонируется принадлежавший Лермонтову экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", изданный в 1827 году. Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков. В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. В этот дом приезжал он в отпуск зимой 1836 года. И всегда в "... Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки". Поэтому не случайно, размышляя о жизни и смерти, М.Ю. Лермонтов мечтал быть похороненным в Тарханах. Церковь Марии Египетской
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны. Оно строилось с 1819 по 1820 г.. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. Здесь ребенком бывал Лермонтов. А в 1836 г. в церкви служили благодарственный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Действующей была до 1925 года. Сейчас она вновь освящена, в ней размещена экспозиция "Но чувство есть у нас святое...". При разработке и создании экспозиции использовались исторические документы, фотографии. На стенах храма находятся мемориальные иконы из тарханских церквей (конца XVIII - начала XIX вв.). Предметы церковной утвари со всеми элементами церковного убранства воссоздают образ храма лермонтовского времени. Особый интерес представляют книги. Произведение русской церковной литературы Чети-Минеи на сентябрь 1754 года, метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 года среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки Дом ключника
На дворе в шагах во ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание о котором приводит в волнение все его престарелое существо", - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году. Слуга поэта - Андрей Иванович Соколов - был подарен маленькому Лермонтову и всегда находился рядом со своим питомцем. После смерти поэта он получил вольную, но до самой смерти жил в Тарханах, в доме ключника. Дом был восстановлен на прежнем фундаменте в 1968 году. Сейчас в нем размещена выставка "Русский народ, этот сторукий исполин…", рассказывающая о крестьянском окружении поэта. Среди тарханских реликвий – шкатулка кучера Никанора и каретные часы XIX в. Интерьер русской избы с "хорошим нарядом", с предметами народного быта вводят посетителя в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В мини-мастерской старинных ремесел раскрываются секреты лапте- и лозоплетения, гончарства и росписи по глине. В нескончаемых трудах и заботах проводил день за днем подневольный русский мужик. Лишь в редкий праздник мог он развернуться во всю ширь, забыть про беды и горести. Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника XIX века "Русская пляска". И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели. И в праздник вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков Людская изба
Людская изба восстановлена на старом фундаменте в 1979 году. Во времена Лермонтова она предназначалась для нескольких дворовых семей, составлявших обслугу усадьбы. Сейчас здесь открыта экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин…" в основу которой положен роман "Вадим", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", стихотворения "Бородино", "Предсказание", "Родина". В этих произведениях раскрывается величие русского народа и России. Россия для Лермонтова - это и русская природа. Красота старинного пейзажа раскрыта в пастелях художника Г.В. Салькова, размещенных в залах людской избы. Здесь же находится и ткацкая комната, где работают ткачихи. Кроме старинной экспонатуры (предметы быта XIX века, издания произведений, иллюстрации) в литературной экспозиции применена аудиовизуальная система, включающая в себя видеоряд, фонограмму, приемы световой и цветовой выразительности.
| | | Парк |
С именем Лермонтова Тарханы связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка - Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний. По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное - "траншеи" - место военных игр будущего поэта. В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными. На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка. По западному склону от барского дома террасами пролегают аллеи парка. | | |
|
|
|
|
Церковь Михаила Архангела Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта Е.А. Арсеньевой. В 1826 году началось строительство церкви Михаила Архистратига. М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Строительство церкви было завершено в 1839 году. Освящение состоялось в 1840 году. Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта: Я родину люблю И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать, Когда мой прах, смешавшися с землей, Навеки прежний вид оставит свой.
Часовня
Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841". Слева от него памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте. На памятнике надпись: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней".
Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810). После перезахоронения внука над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через четыре года после гибели внука.
В 1974 году вблизи часовни захоронили отца поэта, Юрия Петровича Лермонтова, останки которого были перевезены из Липецкой области. У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один..."
Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: "Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве "Выхожу один я на дорогу..." ................................................... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной, чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
Апалиха
От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей. Издалека видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж. Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке... Может быть, именно эти пейзажи вдохновили Лермонтова на написание строк: И мысль о вечности, как великан, Ум человека поражает вдруг, Когда степей безбрежный океан Синеет пред глазами; каждый звук Гармонии вселенной, каждый час Страданье или радости для нас Становится понятен... Благодаря апалихинским родственникам до нас дошли рукописи Лермонтова, среди них копия "Панорамы Москвы", драма "Люди и страсти", поэмы "Черкесы" и "Боярин Орша", а также учебники, тетради, записи лекций, рисунки и картины поэта, платки матери и бабушки, "Маскарадная книга", в которую М.Ю. Лермонтов вписывал посвящения своим московским знакомым. Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы, по-новому прочитываются баллады "Тростник", "Русалка"...
| |
| | |
|
Календарь | « Декабрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|